Страницы меню навигации

СМОЛЕНСК (Часть третья)

Смоленск

Смоленск

Огромный ущерб Смоленску нанесла война 1812 года. Утром 9 июля прибывший в Смоленск из Полоцка Александр I возвестил смолянам о заключении мира с Турцией и союза со Швецией против Наполеона, перешедшего со своим войском Неман и двигавшегося на Смоленск. Предводитель смоленского дворянства С.И. Лесли предложил выставить от Смоленщины 20 тысяч ополченцев для подкрепления регулярных войск Это предложение получило горячее одобрение. Весь народ подняли на борьбу с захватчиками.

22 июля под Смоленском соединились 2 русских армии под командованием М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона. Так были сорваны планы Наполеона разгромить их по одиночке  и открыть путь на Москву. 4-5 августа 1812 года в Смоленске разгорелась ожесточенная битва. Французы пытались во что бы ни стало войти в город 4 августа, в день рождения Наполеона, но им это не удалось. На рассвете 6 августа соединившиеся русские армии под командованием Багратиона и Барклая-де-Толли оставили город и отступили по дороге в Москву, решив не давать французам генеральского сражения. Наполеон, приказавший нещадно жечь не желавший сдаваться город, забросав его бомбами, гранатами и начиненными ядрами, наблюдал пожар со стороны одного из предместий. Свои впечатления от увиденного он позже изложил в дневнике: «В чудную августовскую ночь Смоленск представлял французам зрелище, подобное тому, которое представлялось глазам жителей Неаполя во время извержения Везувия».

Покидая город русские войска забрали с собой чудотворную икону Одигитрии.

Накануне Бородинского сражения, во время молебна, по приказанию фельдмаршала Кутузова икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии была торжественно обнесена по всем рядам русских войск. Очевидец этого события, Федор Глинка, писал в своих мемуарах: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала сама собою, по велению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

Чудотворная икона находилась в третьей гренадерской дивизии до изгнания французской армии из Смоленской губернии, а затем 6 ноября 1812 года, по распоряжению М.И. Кутузова, была возвращена в Смоленск (ровно три месяца пробыв в русских войсках).

В 1812 году Смоленск горел дважды: при штурме и при отходе французских войск. Если до войны в Смоленске насчитывалось  55 каменных и две с половиной тысячи деревянных домов, то после войны осталось лишь десять каменных и коло семисот деревянных построек. Город лежал в руинах, в которых ютились шестьсот жителей (из пятнадцати тысяч, живших в Смоленске до «грозы 12 года»). Федор Глинка писал: «Город весь сквозной: дома без кровли, без окон, без дверей. Пустота пугает, ветер свищет среди обгорелых стен: по ночам кажется, что развалины воют».

Днями и ночами в городе жгли трупы погибших при отступлении французских солдат. У Гурьевского кладбища их складывали в ямы, пересыпая каждые три ряда известью…

В таких обстоятельствах городу требовалась срочная правительственная помощь. Посетив в 1816 году Смоленск, будущий император Николай I увидел такую удручающую нищету, что вынужден был раздавать в городе милостыню. Вернувшись в Петербург, он известил своего царственного брата о бедственном положении смолян, и тот выделил необходимые средства для раздачи наиболее нуждающимся семьям. Но положение жителей города мало изменилось и к 1829 году, что следовало из доклада смоленского губернатора Н.И. Хмельницкого Николаю I, вновь посетившему город. Император и на этот раз субсидировал городу необходимые средства. Годы шли, и смоляне своим трудом возродили город.

Большое значение для развития Смоленщины имело строительство железных и шоссейных дорог. Железнодорожные линии Рига — Орел (1868 г.), Москва — Брест (1870 г.) и Рязано-Уральская (1899 г.) превратили Смоленск в важный транспортный узел.

В 1901 году бельгийской фирмой «Унион» в Смоленске была построена первая электростанция, рассчитанная на 375 киловатт, и 7 октября того же года состоялся торжественный пуск первого смоленского трамвая. Трамвайная сеть длиной в 6 верст соединяла Заднепровье (вокзал и Покровскую гору) с центром города (садом Блонье).

Гордостью смолян было электрическое освещение центральных улиц. В начале ХХ веке в Смоленске существовало восемь средних учебных заведений (4 мужских и 4 женских), в которых обучалось 2880 учащихся. В городе с населением 52 тысячи человек существовали 3 публичные библиотеки и 3 музея: историко-археологический, основанный известным краеведом С.П. Писаревым в 1888 году в здании городской думы, историко-этнографический музей М.К. Тенишевой, открывшийся в 1905 году в специально построенном для него здании «Русская старина», и естественно-исторический.

С большим размахом в Смоленске в 1912 году отмечалось столетие войны с Наполеоном. К этой дате велось благоустройство города, возводились новые здания в неорусском стиле. Во время праздничных торжеств был открыт новый Бульвар в память войны 1812 года (ныне — сквер Памяти героев), установлено несколько памятников.

Накануне первой мировой войны на Смоленщине дислоцировался 13-й армейский корпус, штаб которого находился непосредственно в Смоленске. Здесь стояло три пехотных полка — 2-й Софийский, 3-й Нарвский и 4-й Копорский, а также 13-й саперский батальон и 1-я артиллерийская бригада. В Рославле располагался 1-й пехотный Невский полк. В Вязьме базировалась тяжелая артиллерия — дивизион с 12 гаубицами. С 1913 года в Смоленске находилась крупная военная интендантская база, которая в случае войны должна была снабжать войска Юго-Западного фронта продовольствием, фуражом и обмундированием.

Страницы: 1 2

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика Индекс цитирования