Национальный парк Бейт-Шеарим (Израиль)
На севере Израиля в западной части Галилеи на небольшой возвышенности в 20 километрах к востоку от Хайфы располагается национальный парк Бейт-Шеарим. Название парка походит от названия древнего еврейского города Бейт-Шеарим, который располагался на этом месте.
Бейт-Шеарим был основан во времена правления царя Ирода Великого, и был преуспевающим еврейским городом до тех пор, пока не был уничтожен пожаром в 352 году во время еврейского восстания против римского цезаря восточной части империи Констанция Галла. Некоторое время спустя после сожжения, Бейт-Шеарим был преобразован в византийский город.
Во времена раннего арабского периода в 7-м веке, здесь существовало малое поселение, а в конце 16 века существовала арабская деревня Шейх Абрек по имени Шейха Бурека известного в этих местах. Израильский историк Иосиф Флавий упоминает город под названием Басара, как административный центр земель Береники, дочери Агриппы I и сестры Агриппы II.
В 1871 году сотрудники Фонда изучения Израиля приступили к исследованиям истории этого поселения, но археологические раскопки были начаты только в 1936 году. Руководил работами известный израильский ученый Биньямин Мазер. Раскопки продолжались до 1940 года. В их ходе и были обнаружены хорошо сохранившиеся древние захоронения и остатки легендарного еврейского города.
В 1953 -1957 годы археологам из Еврейского университета во время раскопок удалось обнаружить древний некрополь. Здесь были найдены высеченные в стене катакомбы с погребальными нишами. Некоторые из катакомб представляли собой семейные захоронения. Орнаменты, украшающие захоронения, довольно часто включают в себя изображения еврейских символов и ритуальных предметов, особенно меноры и Ковчега Завета. Было обнаружено около 250 эпитафий. На большинстве из них надписи выполнены на греческом языке, остальные – на иврите, арамейском языке или нам его пальмирском диалекте. Эпитафии указывают на имя покойного и имя его отца, а иногда также на его происхождение, профессию, должность и место рождения. Некоторые эпитафии содержат похвалы покойному или выражают печаль по поводу его смерти. Одна из эпитафий гласит: «Мужайся, Юстус. Все люди смертны».
Наряду с греческими именами встречаются и еврейские имена, написанные греческими буквами. Некоторые надписи выражают веру в вечную жизнь. Две эпитафии составлены на греческом языке в стиле Гомера. В той же катакомбе был найден вторично использованный саркофаг с изображением сцен греческой мифологии.
Некрополь Бейт-Шеарима также является и местом упокоения раввина Иуды ха-Наси и его семьи. В одной из пещер археологами были обнаружены захоронения, на которых были надписи: «рабби Шимон»; «Это место погребения рабби Гамлиэля»; и «Ханина Малый».
Ученые отметили, что некрополь был спроектирован и построен выдающимися инженерами. Попасть в него можно было только со двора, пройдя сквозь низенькую каменную дверь. По всей протяженности тоннелей в разных местах имелись лестницы, поднявшись по которым, можно оказаться в огромных залах-усыпальницах.
Что же касается собственно самого города Бейт-Шеарим, то археологам удалось раскопать руины жилых зданий, которые были построены из базальтовых плит, синагоги 4 века, а также маслодавильни.