Страницы меню навигации

Десмонд Туту (ЮАР)

Десмонт Туту во время вручения Нобелевской Премии Мира

Десмонт Туту во время вручения Нобелевской Премии Мира

(лауреат Нобелевской Премии Мира 1984 года, премия присуждена за мужество и героизм, проявленные в борьбе против апартеида)

Южно-африканский архиепископ Десмонд Мпило Туту родился в Клерксдорпе (провинция Трансвааль), в районе золотых приисков. Его отец, Захария Туту, происходивший из племени банту, преподавал в методической школе. Мать, Алетта, происходила из племени тсвана и была домашней служанкой. Крещенный в методистской церкви, Туту затем вслед за родителями перешел в англиканскую церковь. После того как семья переехала в Йоханнесбург, он избрал себе наставником Тревора Хаддлстона, англиканского священника, выступавшего против апартеида.

Автограф Десмонта Туту. Из личной коллекции

Автограф Десмонта Туту. Из личной коллекции

Окончив среднюю школу в Йоханнесбурге, Туту получил диплом в колледже для банту в Претории, а затем степень бакалавра в Йоханнесбургском университете. С 1954 по 1957 годы. Туту преподавал в средней школе. В 1955 году он женился на Ли Номализо Шенксане, у них родились три дочери и сын.

В 1957 г., после того как правительство ввело дискриминационную систему образования для банту, Туту в знак протеста подал в отставку и решил стать священником. По примеру отца Хаддлстона он вступил в Общину искупления, предусматривавшую ежедневное причастие, регулярные молитвы, уединенное размышление. Опыт углубил его веру. В 1960 г. теологический колледж св. Петра присвоил Туту степень лиценциата теологии, а год спустя Туту был рукоположен в священники по англиканскому обряду.

Десмонт Туту с Нельсоном Манделой

Десмонт Туту с Нельсоном Манделой

Смена вероисповедания Туту совпала с серьезными политическими переменами в Южной Африке. В 1910 году Южно-Африканский Союз был учрежден как конституционная монархия в составе британского Содружества наций. После второй мировой войны Национальная партия, в которой доминировали африканеры, внедрила в государстве систему расовой сегрегации, более известной под названием апартеида. В 50-х гг. дальнейшее ограничение свобод черного населения вызвало взрыв возмущения в стране и критику за рубежом.

Десмонт Туту с Королевой Елизаветой II и Нельсоном Манделой

Десмонт Туту с Королевой Елизаветой II и Нельсоном Манделой

Под руководством Альберта Лутули Африканский национальный конгресс пытался найти мирное решение конфликта, но в 1960 году был запрещен. В октябре белое меньшинство на референдуме высказалось за выход из британского Содружества и республиканскую форму правления. 31 мая 1961 года Южно-Африканский Союз был переименован в Южно-Африканскую Республику.

Туту служил в церкви св. Альбана в Бенони (1960 – 1961 г.г.), а затем в церкви св. Филиппа в Олбертоне (1961 – 1962 г.г.). Четыре последующих года он учился за границей, получив степень бакалавра по богословию и степень магистра по теологии в Лондонском королевском колледже. Вернувшись в Южную Африку, Туту читал лекции в Федеральной теологической семинарии в 1967…1969 годах и в Национальном университете Лесото в 1970…1971 годах.

Туту позже вспоминал, что опыт, полученный в Англии, помог ему «самоутвердиться», приобрести уверенность для спора с белыми. В 1972 году Туту как заместитель директора Фонда теологического образования вновь посетил Англию, потом путешествовал по Африке и Азии. Вернувшись на родину в 1975 году он был назначен настоятелем Йоханнесбургского собора, а через год – епископом Лесото.

Десмонт Туту и Хиллари Клинтон

Десмонт Туту и Хиллари Клинтон

Для Туту религия и политика не разделялись. «Бог выступает в Библии прежде всего как олицетворение политического опыта, средство освобождения рабов от ига», – указывал Туту В 1976 году, когда молодежь Соуэто стала на путь насилия, Туту совместно с негритянским активистом Нхато Мотланой сумел направить ярость толпы в русло мирных демонстраций. Тем не менее жертвами июньских мятежей стали 600 цветных из Соуэто. О возможности вспышек насилия Туту предупреждал в письме премьер-министру Валтасару Форстеру, в результате правительство стало относиться к епископу с подозрением.

Десмонт Туту и Далай Лама XIV

Десмонт Туту и Далай Лама XIV

В 1978 году Туту стал генеральным секретарем Южно-африканского совета церквей. Под его руководством организация из 13 млн. христиан, 80% которых были цветными, потребовала от правительства покончить с системой апартеида. Большая часть бюджета Южноафриканского совета шла на помощь цветным, находящимся в заключении, а также их семьям. В 1979 году Туту открыто критиковал южно-африканское правительство за насильственное переселение цветных жителей из городов в племенные резервации. Находясь в Дании, Туту вызвал раздражение руководителей ЮАР своим выступлением по телевидению, во время которого призвал датское правительство не покупать южноафриканский уголь.

Хотя его паспорт дважды отбирали, что в ЮАР рассматривается как серьезное предупреждение, Туту продолжал призывать к экономическим санкциям против ЮАР. Он также предупреждал правительство о том, что нежелание изменить политику неизбежно приведет к кровопролитию. В ответ на это была создана комиссия Элоффа для изучения финансового положения Южно-африканского совета церквей. В отчете комиссии, опубликованном в феврале 1984 года, критиковалось управление финансами совета и поддержка запрещенного Африканского национального конгресса, комиссия предложила считать призывы к санкциям против ЮАР преступными.

Десмонт Туту и Принц Гарри

Десмонт Туту и Принц Гарри

В конце того же года было объявлено о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик отметил: «Премию этого года следует рассматривать как признание мужества и героизма, проявленных черными южно-африканцами, которые мирными средствами борются против апартеида… Комитет хотел бы подчеркнуть, что премия мира есть знак поддержки не только Туту и возглавляемого им Южно-африканского совета церквей, но всех людей и групп Южной Африки, которые завоевали симпатии своей приверженностью к человеческому достоинству, братству и демократии».

В Нобелевской лекции Туту выразил уверенность в том, что «мира нет там, где нет справедливости». «Будем же миротворцами, – говорил Туту, – им дана благая доля Всевышним. Если мы хотим мира, станем трудиться во имя справедливости. Превратим же наши мечи в плуги».

В ноябре 1984 году синод англиканских епископов назначил Туту первым черным епископом Йоханнесбурга, а два года спустя он стал архиепископом. Став епископом, Туту поселился в «черном» предместье Соуэто, вместо того чтобы жить в епископской резиденции, расположенной в белом квартале.

Хотя напряженность в ЮАР не уменьшилась с тех пор, как Туту получил Нобелевскую премию, он продолжал придерживаться умеренной позиции. Его проповедь мирных перемен все чаще попадала под огонь критики радикалов. «Мы боремся не для подавления кого бы то ни было, – терпеливо пояснял Туту, – но для всеобщего освобождения».

Туту совершал дальние поездки для расширения экономических санкций против ЮАР, в США он встречался с деловыми и политическими лидерами. В январе 1986 году выступая в Атланте, Туту предупредил о возможной кампании гражданского неповиновения, если правительство ЮАР не откажется от политики расовой дискриминации. У себя на родине он призывал всех цветных к единству. По мере усиления конфронтации Туту было все труднее совмещать роли умеренного в черной общине и апостола мира в глазах белых.

Во время церемоний 1985 году в соборе Девы Марии Туту призвал белое меньшинство Южной Африки отнестись с пониманием к цветным. «Дело в том, что мы обычные люди. Мы также любим находиться в обществе жен, мы радуемся, когда дети встречают нас вечером, после работы. Здесь нет ничего сверхъестественного, – говорил Туту, – это потребность любого человека. Мы хотим видеть новую Африку, где все мы, черные и белые, могли бы идти навстречу будущему, которое Господь для нас откроет».

Материал из Интернет-ресурса: http://www.nobeliat.ru

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика Индекс цитирования