Путешествие по Испании: Леон. Часть первая
Давно планируемое путешествие в Испанию и Францию состоялось! 4 сентября мы приземлились в аэропорту Мадрида. Наша интернациональная команда состояла из 3 человек, меня, Андрея Калашникова и гида из Израиля Славы Кима. Целями нашего путешествия было пешее паломничество из Луго в Сантьяго-де-Компосла, традиционно именуемое как Камино или путь Святого Иакова, а также знакомство с Испанией и с граничащей по побережью Средиземного моря Францией.
Путешествовать мы решили на автомобиле. Пройдя все несложные и предельно простые пограничные и таможенные формальности в аэропорту, мы встретились с нашим сопровождающим гидом Славой Кимом. Слава заранее обо всем позаботился и уже через 30 минут мы сидели в автомобиле взятым на прокат и держали путь в первый пункт нашей остановки в Испании, в город Леон. Расстояние между Мадридом и Леоном чуть более 335 км, а по времени, дорога займет чуть больше 4-х часов.
Двигаясь из Мадрида на север Испании и держа курс в Леон, мы наблюдали за тем, как менялся окружающий нас ландшафт. Горы сменились равнинами, а утопающая в зелени местность постепенно сменилась степью, а потом и вовсе стала похожа на ближневосточную пустыню. Сделав по пути небольшую остановку на отдых, спустя почти пять часов, мы прибыли в город Леон.
Леон встречал нас хорошей солнечной погодой и … сиестой. Улицы города были почти пусты, и мы могли без спешки и толкотни пройтись по улицам этого древнего города и детально осмотреть его, и его достопримечательности. Было жарко, но узкие улочки Леона надежно защищали нас от дневного зноя, укрывая нас в своей тени. Город был рад нам и заботился о том, чтобы нам было комфортно. Поистине потрясающее впечатление.
В прошлом Леон был столицей одноименного королевства, сыгравший решающую роль в истории Реконкисты1. Именно в Леоне были заложены основы объединенного испанского государства, первоначально именовавшегося Королевством Кастилии и Леона.
(1Реконкиста — (исп. Reconquista, от reconquistar — отвоевывать), отвоевание народами Пиренейского полуострова в 8—15 вв. территорий, захваченных арабами (точнее арабами и берберами, впоследствии получившими общее название — мавры).
Согласно историческим сведениям, основание Леона относится к римским временам, когда в этом месте был сформирован VII испанский легион римской армии. Во время вестготского2 вторжения на Пиренейский полуостров город практически не упоминается в письменных источниках. В VIII веке Леон был разрушен арабским полководцем Мусой, а спустя несколько лет королем Альфонсо I.
(2Вестготы — «визиготы» — «тервинги») — древнегерманское племя, составлявшее западную ветвь готского племенного союза, распавшегося к середине III века на две ветви: вестготов и остготов. С 370 года нашей эры вестготы участвовали в Великом переселении народов. После падения Западной Римской империи играли ключевую роль в западноевропейской истории. Наряду со свевами вестготы считаются одними из далеких предков современных испанцев и португальцев).
Король Ордоньо I (850—866 гг.) и его преемник Альфонсо III Великий обнесли Леон мощными каменными стенами, а в 914 году Ордоньо II перенес сюда резиденцию королей Астурии и Леона. В X—XII веках это был главный христианский город Пиренейского полуострова, и только после образования в XIII веке объединенного королевства Кастилии и Леона утратил этот статус.
Яркая история средневекового Леона напоминает о себе многочисленными архитектурными памятниками и историческими реликвиями. О бурной эпохе Реконкисты напоминают старинные крепостные стены с башнями (XIII—XIV вв.), окружающие старый город. Но сердцем Леона является его кафедральный собор Санта-Мария-де-Леон или Санта-Мария Регия, или, еще по-другому называемый, — Королевский собор.
Королевский собор был построен на месте, где в римскую эпоху стояли термы – общественные бани, а во времена первых королей Леона располагался королевский дворец, построенный Ордоньо II. Сооружение собора началось около 1255 года и велось мастерами Энрике (строившем также собор в Бургосе) и Хуаном Пересом под руководством епископа Манрике Лара. Основные работы завершились в 1280 году.
Относительно сжатые сроки строительства собора позволили сохранить единство замысла. В его облике отчетливо присутствует влияние Амьенского и Реймского соборов, однако по сравнению с великими храмами Северной Франции в соборе Леона ощущается некоторая грузность. В тоже время чистота линий, удивительная гармоничность и стилевое единство ставят его в число шедевров испанской готики. Готический облик собора в последующие века остался нетронутым и свободным от поздних дополнений и модификаций.
В плане собор имеет форму латинского креста, с очень короткими рукавами трансептов и вытянутой алтарной частью; с запада к нему с двух сторон примыкаю башни – Эль Релох (Часовая) и Лас-Кампанас (Колокольная), а с востока – пять построенных в разное время капелл. Западный портал Нуэстра Сеньора Ла Бланка (1270 – 1280 гг.) воспроизводит основную схему французских готических порталов (определенные черты заимствованы у Шартрского собора), но сама скульптура связана прежде всего с собором в Бургосе, и только потом с Францией, и отличается жанровым своеобразием трактовки фигур и испанским типом лиц. Центральная скульптурная группа посвящена теме Страшного суда.
Более ста окон, в большинстве из которых сохранились прекрасные цветные витражи, освещают интерьер храма и усиливают общее впечатление легкости и простора. Обилие витражей (их насчитывается 1800, и некоторые из них достигают 12 м в высоту) – наиболее характерная особенность Леонского собора; из-за них его часто сравнивают с драгоценным камнем. Витражи собора Леона являются лучшими в Испании. Специалисты находят в них множество параллелей с витражами парижской Сент-Шапель.
Самые древние витражи (XIII в.) можно видеть в окнах центрального нефа. В трансепте и в алтарной части много более поздних витражей – результат позднейших реставраций.
Собор хранит в своих стенах множество художественных сокровищ. Храм украшают живописные работы испанских, итальянских и фламандских мастеров XIV – XVI веков. В скульптурном убранстве выделяется рельеф с изображением святого Иакова в образе паломника, помещенный у центрального входа.
С 1964 года при соборе действует музей, где хранятся многие выдающиеся произведения испанского средневекового искусства, древние рукописные кодексы, исторические документы.
Осмотрев кафедральный собор и погуляв по тенистым улочкам Леона и изрядно устав, мы решили пообедать и продегустировать блюда Кастилии и Леона. Для гастрономического впечатления от Леона был выбран ресторан, который туристы редко посещают, но среди местных жителей он очень популярен благодаря своей приверженностью к традиционным продуктам и блюдам. За обедом нам подали свежеиспеченный хлеб, домашний сыр и традиционный для всей Испании сыровяленый окорок хамон, но приготовленный особо, по-местному, а также пикантная колбаса чоризо. После закусок следовали традиционно приготовленная баранина, а также каре ягненка на гриле и кровяная колбаска морсилья. И все это сопровождалось местным красным вином.
Ознакомившись с городом Леоном, с его достопримечательностями и историей, с потрясающим кафедральным собором, а также насладившись гостеприимством и вкусностями местной кухни, мы отправились дальше. Конечной целью нашего первого дня в Испании был город Луго.